А сколь прелестен рассказ Бхишмы о людях крита-юги и двух последующих. «Сколько благочестия было у мужей (в крита-юге) носить (это тело), столько они и жили; и перед Ямой (богом смерти) у них не возникало страха». Человек сам знал меру и жил, пока "благая честь" в нем была в радостном равновесии. Когда эта мера начинала усыхать, человек покидал своё тело. И стояли они не перед смертью, как мы, а перед Богом смерти. Разница.
Но далее еще интереснее. «И не было у них обязанности совокупленья, превосходный Бхарата: потомство у них возникало просто силой желанья». Желанья как влеченья духовного, конечно. Любовь как духовная связь не требовала доказательств и не могла быть обманом (чувственности или еще чего). Так рождались идеальные дети: цветы любви в полном смысле этого слова. Вот почему крита-юга могла быть столь долго безупречно гармоничной. И львы были мирными и люди понимали язык зверей и птиц. Но далее уже медленная деградация, постепенный упадок духа: «Затем, во время трета-юги, (уже лишь) от прикосновения (к женщине) рождалось потомство; хотя обязанности совокупления все еще не существовало, о царь народа. В двапара-югу, царь, тоже еще не было обязанности совокупленья для произрожденья потомства. Но в кали-юге парами сходились люди». Чувственно-телесная игра похоти явилась лишь на последнем этапе, сделав рост и реализацию духовной любви практически невозможным предприятием.
Но важно, что человек не был изначально вброшен в механистично безнадежную половую чувственность. Что изначально он как раз обладал опытом почти божественной любви, свободной от "конфликта в крови". И сегодня, я думаю, рождаются (крайне редко конечно) индивиды с такой целостной духовной струной, любовь которых не нуждается в совокупленьях, но будучи вовлеченными в "общий опыт", они тоскуют по утрате, по утрате себя-давне-давнего. Разумеется, это не люди "третьего пола" и не розановские "люди лунного света". Платоническая любовь в ее архаике, возможно, что-то чуть-чуть и цепляет из этого феномена. Но большинство нынешних нас всё (все отношения ко всему) воспринимают сквозь доминанту совокуплений как нормы. В сущности под любовью в кали-юге понимается война полов, где использование человека человеком становится главным принципом. Естественно, деградации подверглась и вся природа, бывшая в крита-юге весьма-весьма намного богаче и одухотвореннее, хотя нам и трудно это представить.
|