Эта гордость современного, западного чекана, человека своим умением и волей говорить буквально обо всем без смущения и стыда, без малейшего замешательства и страха, – не просто отвратительна, но приводит в оторопь, ибо видишь "безупречную" машину говорения.
Человек потому и человек, что в саму структуру его выявлений вовне, и в том числе в говорение, входит сомнение, страх, замешательство, предчувствие, воспоминание себя давнего, воспоминание себя небывшего, смущенность, непостижимость стыда, чувство вины, чувство безмотивной вины, ощущение своей небытийности и т.д., и т.д.
Красноречие, какого бы образца оно ни было, прежде всего свидетельствует о недалёкости, об отрыве от основы (сам "словесный талант" отрывает) и лишь потом о бесстыдстве.
Филология (в широком смысле слова) потому и сделала такие гигантские успехи (в захвате), пойдя по всем путям, затопив мозги людей немыслимо сложной паутиной, что ринулась машинными дорогами, методами и методиками. В этом смысле человек изобрел машину значительно раньше первых двигателей и паровозов. Он завладел пространством машинного мышления и уничтожил в себе человека.
(За чтением лекций одного знаменитого и модного современного философа)
|