Почему искусство, выступающее в юности как царство истины, с годами осознается как шествие иллюзий? Кого должны окармлять сонмы художников, писателей, режиссеров, дабы "иметь успех" и тиражи? Конечно же, мыкающихся в полумраке и непрерывно возбужденных омраченных людей. Предположим, что за перо или за кисть взялся просветленный, взялся "сочинить музыку" – будет ли отклик? Мизерный. Подобное тянется в подобному. И остывает человек к европейскому искусству, созданному на основаниях потакания художников своей омраченности, вовсе не обязательно потому, что стал просветленным; он просто устает от непрестанного блефа этих вечно соревнующихся и жаждущих аплодисментов "творцов", этих талантливых мастеровых, однако вполне омраченных пленников своего тщеславия. И вот эту усталость следовало бы осознать и понять. Чтобы в следующей жизни не началось всё с начала. Даже Ницше более всего страшился механического повторения прежнего существования.
|