Есть божественно знание, и оно выше человеческого. (Имею в виду то божественное знание, ту его часть, что доступна человеку и предназначена ему). Бог смерти в Катха-упанишаде, то есть причастный к последним тайнам, отвечает человеку (по имени Начикетас) на его упорный вопрос о тайне последнего Перехода. Отвечает бог Йама не торопясь, последовательно-постепенно. Вначале открывает первую тайну о том, что роковая и фундаментальная ошибка людей: в неразличении благого и приятного. «Поистине, одно дело – благое, другое – приятное. Оба они с различными целями сковывают человека. Хорошо бывает тому, кто держится благого; гибнет цель у того, кто выбирает из них приятное. И благое и приятное приходят к человеку; разумный поразмыслив различает их. Ибо разумный предпочитает благое приятному, глупый ради мирского благополучия выбирает приятное...» Запад, западная жизнь всегда казались многим россиянам приятными, это факт. (Украинцы в какой-то момент были соблазнены мифом о приятной жизни, и в этот момент Соблазна они забыли о самом существовании жизни благой). Но разве та жизнь, там жизнь для беглеца была (бы) благой? Ах, я оперирую предрассудками, заблуждениями иных времен? Но даже недавний Пушкин, например (и сонм не менее славных людей) считал себя "человеком с предрассудками", чем и гордился. Гордился, что в нем было достаточно духовной силы, чтобы не рабствовать перед рассудком.
Едем дальше. Бог смерти хвалит Начикетаса, что он "не пошел по тому пути, сопряженному с богатством, на котором завязли многие люди". Ибо устремляются к богатству (богатство несомненно приятно) только самые глупые люди. Можно сказать, что это первый и самый главный признак полной и неисправимой глупости. И ни при каких условиях нельзя ставить на ответственный пост богатого человека. Он ментальный урод, он способен оказывать на общество только уродливое влияние. Он учит устремляться к приятному, а не к благому. Это начальный этап беседы. А я вспоминаю девяностые годы с его популярным присловьем: "Если ты такой умный, то почему такой бедный?" Бог смерти (это не Харон и не Аид, а причастный к последним тайнам) сказал бы: "Ты потому и богатый, что очень и очень глупый".
Даже Тарковский говорил, что невозможно воспользоваться чужим опытом а возможно лишь прожить собственную жизнь, чтобы составить для себя ее внутреннее понимание.Молодые не слушаются стариков - продолжает Тарковский - ищут собственный опыт, когда они его находят, жизнь также заканчивается, и в этом смысл жизни, закон жизни. И этот плачевный для кого-то финал, в свою очередь, тоже вне человеческих оценок, нельзя им свидетельствовать другим об объективной общей картине: делай так, не делай этак. Это было бы слишком просто. Даже коллективное духовное достояние человечества (все эти "упанишады") лишь "тяжелые металлы", оседающие в сознании человека, посверкивающие в лучах солнца на дне водоема, помогающие пробудиться его (человека) СОБСТВЕННОМУ сознанию. Скажем древним "Cпасибо", и двинемся дальше.
Слово эмпатия (открытая информация), слишком обобщенно, чтобы оно находило свое употребление в статически окончательном определении в узком, специализированном контексте. В значении эмпатии есть 3 вида и 2 особых формы (сопереживание и сочувствие) (а, точнее, конечно же, способность человека к ним). Почему говорят: эмпатичен? Полагаю, просто потому, что так короче любых русских синонимов (не умоляя достоинств прекрасных русских слов). Это просто обыденная функциональщина при донесении информации до собеседника при бытовой активности.
Но уж Достоевский для меня никак не кристальный авторитет. Картёжник... Да и произведения его перегружены, как верно подмечено, психической самополемикой во многом с оглядкой на западного читателя.
Уверен, сама идея богатства нейтральна. Но часто она просто нужна и желательна, так как повышает эмпатию (сочувствие) человека к другим людям, умение их понимать и жалеть, умение мысленно становиться на их место. Согласно данным российского экономиста Натальи Зубаревич, низкий уровень эмпатии российского народонаселения к мирным жителям известной страны объясняется не столько горизонтальными связями (знание лишь своих родственников и забота о них, а на остальных - начхать), а еще и тем, что 40 процентов людей живет ниже уровня РСФСР на момент "второго обрушения"...
Не ожидал я от вас, Е.Т., такого. Взяться опровергать Упанишады, Христа, Будду Гаутаму, чуть ли не всё древнее знание. И с помощью каких доводов? Вашего приятеля, поехавшего в америку за смертью в юности, за смертью, полученную в паре с богатством. Аргумент о мифическом сочувствии богатых к бедным. Где вы это видели? Да оглянитесь же! Богатые и сверхбогатые люди планеты заключили всех остальных людей в тюрьму (разумеется, и себя тоже) и очень скоро сотрут их всех в порошок в прямом смысле этих слов. Вот подсунули вам новое словечко "эмпатия", но ведь оно не имеет никакого отношения ни к симпатии, ни к сочувствию. Эмпатия – это предельно рациональная методика манипулирования чужим сознанием. Сколько ошибок! Достоевский не был картежником, вас кто-то ввел в заблуждение. Иногда он проигрывал свой заработок в баден-баденскую рулетку. Он отчасти был каждым героем своих романов. Вы с кем сравниваете его "моральный облик" – с нынешними олигархами? Ф.М. Д.каторжно трудился всю жизнь, уже в этом его величие, уже в этом его молитвенность. А как он жил, вы можете увидеть по его питерской квартирке-музее. Ни на какого западного читателя он не ориентировался. Во-первых, он ничуть не интересовался мнением о себе западных людей, ибо имел русскую гордость, был славянофилом, восточником, почвенником, как и вся великая русская литература и поэзия девятнадцатого века. А во-вторых, первые переводы его произведений на западные языки появились спустя три года после его смерти. Но что меня печально поразило в вашем комментарии, так это заявление, для чего богатство: для того, чтобы "не думать о хлебе всю оставшуюся жизнь, а размышлять о вещах высоких: черных дырах в Космосе, Боге, дьяволе, музыке, технике, науке - да о чем угодно". Поставив Бога в эту бесконечную цепочку развлечений праздного ума, вы убиваете человеческое в человеке. Как только человека коснется чума комфорта, он уже не способен ни о чем размышлять всерьез. Как только (современный) человек перестает внутренне произносить "хлеб наш насущный даждь нам днесь", он становится скотом. Человек вне страдательности души есть букашка. И даже трудящийся человек, "в поте лица своего", даже такой человек сегодня, гоняющийся за "знаниями", на самом деле развлекается, бежит от великого труда восстановления в себе сознания. Хрип гнуть можно телесно, а можно и душевно. Но без этого человек становится тлёй. Каким-нибудь директором огромного банка, мечтающим превратить всех русских в клинических идиотов, чтобы иметь "моральное право" убить их новейшими бактериями или иным хитрым способом. А для чего собирают биометрические данные со всех жителей земли? Со всех, кроме самых богатых. Вы хотите с ними? Но с ними велиар. Но: "приидите ко мне, все труждающиеся и обремененные". Жизнь велика и не кончается смертью. В комфорте не отсидеться от её великих вопросов.
Да, богатыми становятся (в итоге) глупые. Но это не означает, что нет умных, отзывчивых,добрых,порядочных людей, желающих себе эту естественную судьбу высокого достатка. Мой друг детства и юности, уехавший в США (к сожалению, умерший в 33 года от рака) был именно таким. Его мать делилась с моей матерью (а она уже передала мне) о том, что на вопрос чего бы ты, сын, хотел в жизни, что сделало бы тебя по-настоящему счастливым, он ответил: "больше всего, мама, я хотел бы быть богатым". Богатство ведь не самоцель. Самоцелью может быть достижение высот среди собратьев по роду, преодоление себя, множество других инвариантов эгрегора. Богатство/достаток (для искренних людей) это всего лишь гарантия твоего душевного равновесия в теплом и таинственном уюте Космоса. Сертификат твоего равенства перед другими, если ранее тебе выпадала горькая доля нужды (особенно если ты атеист и не веришь в прямую связь с высшим). Возможность не думать о хлебе всю оставшуюся жизнь, а размышлять о вещах высоких: черных дырах в Космосе, Боге, дьяволе, музыке, технике, науке - да о чем угодно.
На вашу идею работает вся мировая пропаганда, денно и нощно. Миллиарды пропагандистов во всех сферах, включая ученых мужей. И лишь единицы с этим не согласны. Лишь единицы, Е.Т.! Оставим их в покое, не будем их, наивных, переубеждать. А если чуть более серьезно, то: благими намерениями вымощена дорога в ад. "Вот стану правителем мира и сделаю всех счастливыми!" Эту идею - страшно разбогатеть, чтобы благодетельствовать - лелеял подросток в романе Достоевского. Все эти утопического типа идеи пропагандировали бандиты всех мастей: от Македонского, Наполеона и большевиков до наследников Гитлера в штатах.