Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Меню сайта
Форма входа
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги
Новые книги

Главная » Файлы » Пушкинские чтения » Пушкинские чтения

«Заснеженная Африка»
[ Скачать с сервера (261.0 Kb) ] 11.02.2011, 12:15

Заснеженная Африка

                        ("Пушкинский джаз и другие ненаучные гипотезы)

             1

            Внезапное осознание: Пушкина знает моё тело. Именно оно, а не мой ум, столь избалованный и столь извращённый постоянными информационными подачками. Первоначально всё моё знание Пушкина проникло в моё тело, пропитало его, как пропитывает влага губку. Это то исходное, за что я могу отвечать, что является достоверным фактом, а не чем-то ассоциативно-примышленным или "идейно организованным. В самом деле, это достаточно странно, когда поэта знает тело. Ведь не могу же я сказать того же самого о Баратынском, или Тютчеве, или Блоке. Где задействована система моих культурных ориентаций в мире, задействованы мои "возвышенные или "порочные чувства, будто бы уже знающие себя.

            Пушкин же каким-то образом проник в мою плоть, минуя мой верхний этаж; но если он и проходил сквозь верхний этаж, то тоже сквозь его плотскую, а не духовную часть.

            То есть Пушкин осел в моём теле в виде неких вибраций, неких мифологических звуковых рядов, в виде потока музыкальных ритмов и пауз, словесного запаса, заполняющего пространство между функциональными речевыми полями. Эта задарма полученная когда-то (когда – неизвестно, не помню!) мифологическая плазма, растёкшаяся по пространствам моего тела – и есть Пушкин.

            Не помешало бы кропотливо исследовать сам феномен этого присутствия Пушкина в моём теле, наблюдая эти мифологические "мазки”, эти "ноты”, эти удары цвета. Однако это завело бы меня (найдись у меня на это силы), пожалуй, в совершенно иную сферу – в сферу моей внутренней феноменологии, а не в область Пушкина. Ибо на самом-то деле, конечно, никакого Пушкина нет, есть нечто во мне, в моём на тот момент "некрещеном” поэзией теле, что откликнулось на магическую пушкинскую флейту. Проходил по двору какой-то бродячий музыкант, что-то сыграл, ребёнка это потрясло, хотя он и не знал об этом, потрясло, и где-то внутри это впечатление сцепилось-спеклось с целым ворохом иных внутренних интуиций и внешних символов. И разве можно сказать, что ребёнок узнал Глюка, что в ребёнка вошла мелодия Глюка? Да, она вошла, но она уже никогда оттуда не выйдет, а если выйдет, то едва ли кто узнает в ней мелодию Глюка. Так и с Пушкиным. Если я выведу из себя, из своего тела того первоначального Пушкина, который в меня без моего ведома вошёл, то едва ли это будет тот Пушкин, о котором захотят говорить учителя литературы или "пушкинисты”. "Он насквозь провонял вашим телом”, - скажут они мне с отвращением и не будут неправы.

            Возвращаясь же и продвигаясь к "Пушкину-как-он-есть, я прихожу к подозрению, что он вошёл в моё тело примерно так же, как входит в тело джазовая пьеса или вообще настоящий джаз – тот исходный, негритянский, из вибраций тел, горл и исходящий. Вот тело-горло Пушкина и было тем "джазом, который перетекал в моё тело по методу восприятия джаза взрослого, где передаются телесные вибрации, телесные мысли и телесные чувства. Потому-то джаз не обязательно и даже нежелательно слушать "внимательно, точнее – с установкой на "слушание, иначе будет слушать наш ум, а не наше тело. Так в детстве я и слушал Пушкина – между делом; точнее – я был занят различными "умными делами, а моё тело с его чувствами, мыслями, со всей своей мифологией – слушало и Пушкина тоже. Моя плоть "крестилась в словесность.

            Так Пушкиным мы "крестимся” из твари бессловесной во плоть словесную, языком обладающую, языком-во-потенции.

            Таково начало этой весьма объёмной и затяжной темы пушкинского джаза. Ибо Пушкин ведь в своей жизни невероятно был привязан к телам. К телам-горлам, конечно, больше, но и к телам – тоже. Вспоминают, как он бросался к своим лицейским друзьям, когда их долго не видел (к Дельвигу, например) – не только обнимал, но и целовал руки многократно: исступленье какое-то телесное. А как он влёкся к телам женским, видно по тому, сколь глубинно обожествил тело Натальи Гончаровой, всё бросив на этот телесный алтарь. Скачать полную версию

Категория: Пушкинские чтения | Добавил: admin
Просмотров: 690 | Загрузок: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: