Вчера
посмотрел «Проклятие» Бэла Тарра. И в самом деле, влияние Тарковского на
попытки выхода кино к своему языку огромное. И хотя почти все бросающиеся в
глаза структурные принципы ленты Тарра – явно от Тарковского, здесь это не
раздражает, как раздражало у Звягинцева. У Тарра это сознательно работает на метафизичность
зрелища. Он совершенно не скрывает, в чем для него смысл непрерывного, сквозь
всё действие, дождя. Или постоянно возвращающихся многоминутных понорам пустых
стен (точно так же вне психологических мотивировок), или кружащихся в
непрерывно-обреченном круговом танце людей. Или длительных, постоянно
возвратных соцерцаний движущихся по высоким эскалаторным эстакадам вагончиков с
углем на глухой окраине, где живет маргинальная пара, почти откровенный
иронический парафраз маргинальной паре «Сталкера» на глубокой обочине жизни.
Или просто обреченно-безучастных сидений героев за столиком бара, где только
метрономно-музыкально отбивают секунды и минуты бильярдные шары за стеклянной
перегородкой или гармоника в руках отрешенно-вневременного музыканта бесконечно
повторяет одну и ту же мелодию словно в ритуальном действе мистерии, смыслы
которой давно здесь всеми позабыты. Скачать полную версию