Вы вошли как Гость | Группа "Гости"

Страна, которая везде и нигде

Из дневника

Главная » 2011 » Июль » 31
       В одном модном журнале прочел краем глаза, что Рильке устарел, да и что вообще его стихи нечто вроде интеллектуального бульона для бедных. Но так могут говорить, разумеется, только интеллектуалы, то есть игроки на поле остроумия. Для интеллектуала (для коего интеллект - бог, а дух - фикция) личная экзистенциальная истина не существует. Он соревнуется с подобными себе в новизне дискурсивных приемов, дефиниций, мизансцен и поз. Иными словами, интеллектуал всегда внутри эстетики, он ее раб, ибо его сущность - актерство. (Ср. "эстетический" ужас перед "банальным”, столь восславленный не одним только Бродским). Но тот, кто движется внутри своего - посреди всеобщего - отчаяния (разумеется, набравшись мужества его осознать) к "спасительной" истине, отнюдь не печется о том, чтобы быть оригинальным. (Кто станет упрекать отшельника в "банальных" формах аскетики или в использовании дедовских молитв?) В путях такого рода и не может быть ориг ... Читать дальше »
Категория: Маргиналии | Просмотров: 407 | Добавил: admin | Дата: 31.07.2011 | Комментарии (0)

       Вещь бытийствует, но лишь сама по себе – вне интерпретационного глянца нашего ее восприятия, то есть пребывает в сакральном модусе, в общем-то для нас недосягаемом. Почти. Поэту дается возможность (воспользоваться ею – почти невероятие) выйти из конвенций, стать поистине отверженным и обочинным (юродивым, но без малейшей идеологической подоплеки), чтобы попытаться "увидеть” вещь-божество. Увидевши, он вдруг слышит, что эта вещь поёт. Потому что: "божественная песнь – бытие”. Не как, не сравнительно, но фактично и само по себе. Почти точно так же бытийствуют вещи у Тарковского в фильмах.
Категория: Маргиналии | Просмотров: 354 | Добавил: admin | Дата: 31.07.2011 | Комментарии (0)

       Ничто – это, конечно, всепотенциальность, непостижимый айсберг. Новалис писал о «вокальной дали», о вокальности дали. Но и у Рильке: «…бытийствованье – вот в чем Бога пенье». Бог – даль или близь? Даль поет бытием. Но и близь – на самом деле даль, только еще не распознанная. В нас дует ветер: «То дует в нас Ничто с божественных высот» (Сонеты к Орфею). Дует подкладка бытия, то есть само бытие. Можем ли мы через этот ветер войти в него? «Это – течет…» Войти в поток и посредством потока войти в это.  
       В основе музыки – голос, пенье. Но в основе этого пенья – пенье Бога, то есть бытие. Но это бытие надуваемо из Ничто. И даже любовь, понимаемая как влечение к красоте, здесь бессильна и тщетна.
       Та или иная ... Читать дальше »
Категория: Маргиналии | Просмотров: 403 | Добавил: admin | Дата: 31.07.2011 | Комментарии (0)

       Нетрудно назвать размышления о Ничто спекулятивно-бессмысленными. Однако без тьмы нет ощущения света и наоборот. Всё у того же Рильке в новелле «Владимир, облачный художник» (1899 г.) описывается некто с этим именем, который «накуривает, надымливает свои картины». Проще говоря, он курит в своей мастерской, погружаясь в выдыхаемые дымы с такой медитативной растворенностью, что они сообщают ему некие метафизические интуиции. Например, о том, что «Бог живет в корнях, в основаниях Всего, в глубине и мраке, а не вверху в сиянии» или о том, какова подлинная природа страха. Но что такое клубящиеся и затем неизбежно тающие облака табачного дыма, из которого являются Владимиру образы, мысли, прозрения? Разве не эфемерная внечеловеческая текучесть и в конечном итоге не Ничто?
Категория: Маргиналии | Просмотров: 283 | Добавил: admin | Дата: 31.07.2011 | Комментарии (0)

К загадочно-смутному замечанию юродивого Доменико («Ностальгия» Тарковского) по поводу святой Екатерины: «Он сказал ей: ты не есть та, что есть, я же тот, Кто есть». Еще Киркегор заметил (предположил, догадался), что человек отрезан от бытийной природы сущего (по какой причине и когда – отдельный вопрос; впрочем, Библия и не скрывает, что Человек был изгнан из эпицентра Бытия на его задворки за наглость), что лишь Бог в собственном смысле слова бытийствует (есть, ествует), человек же лишь экзистирует, плавится в дискретных, насквозь модальных смешениях конечного и бесконечного, пытаясь ощутить (и то лишь почти чисто интеллектуально) аромат бытия на фоне ничто и аромат ничто на фоне бытия. Тема «Бытие и ничто» – эмблема целого века философствования. Потому-то так страстно мы мечтаем о возможности вкушения хотя бы дня, хотя бы часа бытийствования. («Когда б могли хоть на единый день/ мы ощутить то чистое пространство,/ где непрерывно р ... Читать дальше »
Категория: Маргиналии | Просмотров: 407 | Добавил: admin | Дата: 31.07.2011 | Комментарии (0)